Судовая запорная арматура

Специальная судовая арматураАрматура судовая:устройства, детали и др. конструктивные элементы (клапаны, кингстоны, краны, конденсатоотводчики и т.п.), поддерживающие систему трубопровода судна в надежном рабочем состоянии. По принадлежности существует трубопроводная арматура, машинная, котельная, электротехническая и т. д. Наиболее распространенной для судовых условий является трубопроводная запорная арматура, обеспечивающая работу судовых систем и механизмов судового энергетического оборудования.

Трубопроводная судовая запорная арматура выполняет две главные функции: обеспечивает перекрытие потоков жидкостей, газов и иных сред на определенных запорных участках трубопроводов и изменение одного или нескольких параметров потока. Используемые с  судостроении конструктивные типы судовой арматуры различаются по способу перемещения запорного органа, управляющего движением рабочей среды:Титановая арматура
Клапаны, захлопки - перемещение в направлении движения среды;  
Клинкеты (задвижки), золотники - перпендикулярно направлению движения среды.
Краны, заслонки (затворы) - перемещением поворотом запорного органа вокруг оси.Мембранная шланговая арматура - с воздействием на диафрагму из эластичного материала.

По назначению трубопроводная арматура делится на несколько типов: 
- Запорная (предназначенную для отключения отдельных участков трубопровода).
- Регулирующая (обеспечивающую изменение или поддержание параметров среды - дроссельные, редукционные, регулирующие клапаны, манометровые клапаны  регуляторы давления и уровня и др.).
- Предохранительная (служащую для защиты отдельных участков трубопровода или системы в целом— предохранительные, невозвратные, отсечные, клапанные коробки и др. клапаны).
- Контрольная (обеспечивающую контроль параметров среды - пробные краны,  клапан для манометра и других контрольно-измерительных приборов и т. д.). Подробнее смотрите, каталог арматуры.

Наиболее характерной для судовых условий является забортная арматура. Управление арматурой осуществляется посредством приводов. Существует ручное, дистанционное и автоматическое управление запорной арматурой. Ручное управление используется в случаях, когда Клапан запорныйперекрытие потока совершается как запасной или резервный режим, а также при ремонте систем и трубопроводов или в аварийных ситуациях. В труднодоступных местах используется дистанционное управление из смежных помещений. В этом случае человек лишь подает сигнал в систему дистанционного управления и проверяет ее исполнение соответствующим механизмом. Современная судовая арматура управляется компьютером без непосредственного участия человека, по заданной ранее программе.

В отличии от общепромышленной трубопроводной арматуры где применяется в основном чугун и чугунные сплавы или нержавеющая сталь, в судостроении применяется более пригодные для враждебной морской среды материалы, такие как бронза и латунь, с особыми примесями или титановый сплав. Последний чаще всего устанавливают на военные суда и подводные лодки, которым необходима легкость применяемых материалов. В следствии применения более   высококачественных сплавов, Российская арматура для судостроения считается лучшей в мире, но и в тоже время и самой дорогой, но как известно скупой платит дважды.