Повреждение, хищение и недоставка грузов — эти явления сопровождали грузоперевозки во все времена. Однако в России еще несколько лет страхование грузов носило скорее фрагментарный характер. Однако ситуация на рынке страхования стремительно меняется, но культура страхования остается по-прежнему на низком уровне, русские люди по привычке думают, что все обойдется. Предприниматели по-прежнему работают по принципу «почему с моим грузом должно что-либо случиться? ». Принципы западного рынка иные: «Да, в 99% случаев все проходит нормально, но я не хочу попасть в 1%».
Можно выделить некоторые предпосылки, которые влияют на решение грузовладельца страховать груз:
Вид груза. Если груз ликвидный, то вероятность его утраты существенно повышается.
Высокая стоимость. Чем выше стоимость груза, тем существеннее последствия его повреждения или утраты для грузовладельца.
Высокая страховая культура грузовладельца. Участие страховщика в процессе транспортировки часто позволяет выявить наиболее подверженные убыткам этапы перевозки, стандартизировать процедуру приемки груза. Кроме того, экспертная оценка убытков страховщиком не позволяет получателю груза завышать размер убытка.
Требования банков, если груз приобретен на заемные средства и является предметом залога.
Низкий лимит ответственности перевозчика. Часто грузовладелец ошибочно думает, страхование ответственности перевозчика компенсирует ущерб груза при перевозках. Однако, к примеру, лимит ответственности перевозчика при при внутренних авиа перевозках это два МРОТ за 1 кг груза. Понятно, что при перевозке электроники такой лимит не компенсирует грузовладельцу его убытков.
Кроме того, расходы на добровольное страхование грузов включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (ст. 263 НК РФ).
Главное — при наступлении страхового случая страхователь получает страховое возмещение, что значительно снижает размер убытков.
Независимо от вида груза и способа его транспортировки порядок заключения договора страхования будет примерно одинаков:
— подача письменного заявления от страхователя;
— определение страховщиком степени риска по договору страхования;
— выдача страхователю оформленного надлежащим образом страхового полиса и условий страхования.
При заключении договора страхования грузов страховая компания обратит внимание на обстоятельства, влияющие на определение страхового риска. От этих же обстоятельств зависит и цена страховки. Итак, страховщика интересуют:
— вид груза (генеральный, массовый, особо режимный) и его стоимость;
— вид и способ упаковки (в контейнерах, насыпью, наливом, навалом и т. д.);
— естественная убыль и нормативные потери при транспортировке;
— особенности погрузки и разгрузки;
— способ транспортировки (авиа-, авто-, железнодорожная, морская или речная,
смешанная или комбинированная перевозка);
— маршрут, регион, расстояние перевозки и время в пути;
— наличие (отсутствие) охраны или иного сопровождения груза;
— вид страхового покрытия.
Классическое деление страхования на три группы:
риски А (с ответственностью за все риски),
риски В (с ответственностью за частную аварию),
риски С (без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения).
Например, цена страховой премии существенно повысится, если страхователь захочет застраховать какой-либо груз повышенной убыточности, в частности цемент в бумажных пакетах (разрыв, подмочка), рыбную муку (самоокисление), оконное стекло (бой) и т.д.
Договор страхования составляется в письменной форме в виде одного документа либо может состоять из письменного заявления страхователя и выданного на его основании страхового полиса.
Если предполагается систематическая поставка разных партий однородного груза на сходных условиях в течение определенного срока, договор может быть заключен в виде генерального полиса, что выгодно обеим сторонам. Для страховщика это долгосрочные отношения с клиентом, а для страхователя — экономия денежных средств, т. к. страховые компании обычно делают скидку (10-30%) при заключении такого договора.