«У царя – царство, у цыгана – песня». 83 года со дня основания театра "РОМЭН"
24 января 1931 года,83 года назад, при Главискусстве Наркомпроса РСФРС, был создан этнографический цыганский театр "Индо-ромэн”.
Цыганские коллективы, песни и танцы всегда были в России украшением любого праздника. Начиная с XVII века, когда цыгане населили территории нашей страны, они сами не знали, насколько сильное влияние они оказывали на развитие русской литературы, музыки и поэзии. Так, страстными поклонниками цыганской песни были Пушкин, Толстой, Куприн и другие выдающиеся литераторы. Именно это и подтолкнуло московскую интеллигенцию на то, чтобы предложить наркому просвещения Анатолию Луначарскому идею о создании цыганского театра-студии. Участники цыганских коллективов поддержали эту идею. Первым художественным руководителем студии стал Михаил Гольдблат.
Первое публичное выступление театра-студии – "Атася и дадывес” ("Вчера и сегодня") состоялось 31 апреля 1931 года, хотя в труппе на тот момент профессиональных актёров не было. Изначально работы студийцев шли на цыганском языке и предназначались, скорее, для пропаганды оседлого образа жизни цыган. Одним из первых спектаклей был трёхактный музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо "Жизнь на колёсах”, после которого,собственно, студию и переименовали в цыганский театр "Ромэн”.
Представления пользовались большим успехом у цыган, но привлечь в театр русскоязычного зрителя было очень сложно. Тогда в 1940-м году коллектив театра решил ставить спектакли и на русском языке, чем очень быстро завоевал в Москве грандиозную популярность. Такому решению способствовал новый руководитель театра, актёр МХАТА М. Яншин, который мечтал сделать из "Ромэна” театр "серьёзного содержания”. Вместе с Яншиным в театр пришли и другие МХАТовцы.. А также, многие из актёров,которые имеют за плечами ГИТИС или диплом специально созданной в 1978 году студии при Московском музыкальном училище им. Гнесиных. Заслуги театра были отмечены в 1981 году орденом Дружбы народов.
Были созданы такие шедевры как: "Цыгане” по А. Пушкину, "Макар Чудра” по М. Горькому, "Кровавая свадьба” по Ф.Г. Лорке, надолго стали одной из вершин художественной истории "Ромэна”. Тогда же всесоюзную славу получили актёры В. Поляков, М. Скворцова, А. Андреева, А. Дулькевич, Е. Янковский, Ляля Чёрная, О. Петрова, В. Бизев, Н. Сличенко. Многие из них позже основали целые театральные династии. Своеобразной цыганской классикой стали такие спектакли театра, как: "Фараоново племя” Д. Сверчкова, "Жизнь на колёсах” А. Германо, "Табор в степи”, "Я — цыганка” И. Ром-Лебедева, "Горячая кровь” И. Хрусталёва.
В настоящее время своеобразной визитной карточкой театра, по которой «Ромэн» узнают во всем мире, более четверти века является спектакль-обозрение «Мы – цыгане!». Руководит коллективом народный артист СССР Николай Алексеевич Сличенко,который так же является и актёром этого театра.